Анализ профориентационной работы
в МОУ «Яблоневская ОШ»
за 2020 - 2021 год
Организация профориентационной работы в МОУ «Яблоневская ОШ» является одним из направлений в структуре учебно-воспитательной работы и направлена на обеспечение социальных гарантий в вопросах профессионального самоопределения всех участников образовательного процесса.
При организации профориентационной работы в школе соблюдаются следующие принципы:
- Систематичность и преемственность - профориентационная работа не ограничивается работой только с обучающимися выпускного класса. Эта работа ведется с первого по девятый класс.
- Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
- Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями.
- Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости, общественных организаций.
- Связь профориентации с жизнью.
В школе создана программа профориентационной работы с учащимися и родителями.
Профориентационная работа в школе включает три этапа:
1 этап – начальная школа. На данном этапе учащиеся знакомятся с миром профессий. Формы работы с учащимися начальных классов используются самые разные: утренники, экскурсии, конкурсы рисунков, ролевые игры, устные журналы, встречи с интересными людьми. С учащимися 3-4 классов проводятся первые психологические игры.
Уже в начальной школе ребятам предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории. Обучающиеся выбирают внеурочные занятия, где могут развивать свои творческие способности через обучение в кружках декоративно-прикладного творчества.
На 2 этапе – 5-7 классы профориентационная работа находит свое продолжение через профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия, встречи с интересными людьми. Данные формы работы позволяют учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире. Обучающиеся 5-7 классов изучают многообразие рабочих профессий, делают первые шаги в проектной деятельности. В ходе данной работы собран материал о профессиях родителей.
На 3 этапе – 8-9 классы профориентационная работа направлена на содействие осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем и профессии. Учащиеся изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда, знакомятся с профессиями, требующими повышенной моральной ответственности: работник МЧС, здравоохранения, образования.
Согласно этому на начало учебного года был представлен план профориентационной работы школы, разработанный в 4 направлениях:
- организационная работа в школе;
- работа с педагогическими кадрами;
- работа с родителями;
- работа с учащимися.
Организационная работа в школе
С начала учебного года в школе проводится организационная работа по профориентации: обновляется информация по средним профессиональным учебным заведениям, которая позволяет ознакомиться обучающимся школы с условиями, сроками обучения, с особенностями отдельных профессий.
Ежегодно проводится анкетирование среди учащихся 7-9 классов с целью выявления склонностей детей к той или иной профессии.
В классных кабинетах 7-9 класса оформлены уголки «Мир профессий». В библиотеке школы была организована выставка литературы, знакомящая детей с современными профессиями.
Работа с родителями (законными представителями)
Важным звеном в профориентации является работа с родителями. Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих обучающихся, так и их родителей (законных представителей). На родительских собраниях и классных часах в 9 классе, во время индивидуальных консультаций - классные руководители поднимали вопросы о важности правильного выбора дальнейшего образования детей с учетом требований современного рынка труда.
- В январе проведено родительское собрание для родителей 9 класса "Помощь семьи в правильном выборе профессии ребенка".
- Индивидуальная консультация для родителей обучающихся 9 класса «Куда пойти учиться?» (февраль)
Много внимания классные руководители уделяют и трудовому воспитанию учащихся. Они принимают активное участие во всех общешкольных трудовых десантах, субботниках. Регулярно дежурят по школе, делают генеральную уборку в классе.
Работа с обучающимися:
Профориентационная работа в школе осуществляется с 1 класса по 9 класс. Она ведется по следующим направлениям:
1. Диагностика.
Традиционно сформировалась своеобразная технология предпрофильной ориентации в 8, 9 классах, включающая в себя диагностику познавательных интересов и профессиональной направленности.
- Анкетирование «Мои профессиональные намерения» (октябрь).
- В рамках реализации Всероссийской программы по развитию системы ранней профориентации «Zасобой» приняли участие в акции «Всероссийская профдиагностика»
- Для учащихся 6 – 8 классов было организовано тестирование на электронном ресурсе Проекта «Билет в будущее»
2. Встречи учащихся со студентами колледжей
Стало уже традицией проводить встречи с выпускниками ныне студентами ВУЗов и колледжей. О своей будущей профессии рассказали студентка филиала ОГБПОУ «Рязанский педагогический колледж» в г. Касимове Рящина Елизавета и студентка филиала ОГБПОУ "Рязанский медицинский колледж" в г. Скопин Анашкина Анастасия.
3 . Совместные мероприятия с центром занятости населения:
Ведётся активная работа по профориентации с филиалом ГКУ ЦЗН РО по Кораблинскому району, Агротехнологическим техникумом г. Кораблина. Ежегодно специалисты Центра проводят встречи с обучающимися 7-9 классов.
4. Ролевые игры.
День самоуправления, во время которого обучающиеся старших классов получили возможность побывать в роли учителя, директора школы, заместителей директора. Данное мероприятие является традиционным и всегда получает положительные отзывы учащихся.
В рамках популяризации профессии учителя в школе также проводилась акция активистов РДШ «Открытка учителю», праздничная программа ко Дню учителя.
5. Проведение внеклассных мероприятий и классных часов:
Классные часы:
- «Все профессии важны» (1-4 класс) (январь);
- цикл классных часов «Все работы хороши, выбирай на вкус…» (5-7 класс) (февраль)
- цикл классных часов «Могу, хочу, надо» (9 класс) (декабрь)
Внеклассные мероприятия:
- конкурс рисунков «Кем я хочу быть?» (1-4 класс)
- для учащихся 5-7 классов проведено внеклассное мероприятие «Мир современных профессий» (ноябрь)
- просмотр видеоуроков на платформе «Проектория» ( ноябрь - январь)
- в течение года был организован просмотр онлайн-уроков «Финансовая грамотность»
Подводя итоги профориентационной работы в МОУ «Яблоневская ОШ» можно сделать выводы:
- В школе ведется целенаправленная работа по профориентации обучающихся с учетом запроса экономики современного общества.
- План профориентационной работы реализуется на достаточном уровне.
- В организации профориентационной деятельности с обучающимися используются разнообразные формы внеклассной деятельности, современные педагогические технологии.
Предложения:
- Активизировать взаимодействие родителей и педагогов, оказывающих непосредственное влияние на формирование профессионального определения обучающихся.
- Ориентировать обучающихся на выбор профессий, востребованных в области и районе.
Зам. директора по ВР: Павленко Н.Е.